Размер федерального инвестиционного налогового вычета (ФИНВ), который вводится с 2025 года, предложено сократить до 3% — по сравнению с 6%, предусматриваемыми текущей версией проекта постановления об этом вычете. Об этом рассказал РБК источник, знакомый с последним обсуждением этого вопроса, состоявшимся на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Об обсуждении таких параметров РБК также сообщил федеральный чиновник.
Одновременно бизнесу, использующему федеральный вычет, будет предоставлена возможность ускоренной амортизации вложений, в отношении которых применяется ФИНВ, сообщили три источника РБК, знакомых с обсуждениями, и подтвердили в Минфине. Об этом говорил накануне и вице-премьер Александр Новак, заявив, что правительство пошло бизнесу навстречу в вопросе возможности одновременного получения вычета и средств от ускоренной амортизации.
Информацию о новых условиях для налогового вычета РБК подтвердили в Минфине.
«Да, действительно, по итогам обсуждения с бизнесом приняты такие решения», — ответили в пресс-службе Минфина на запрос РБК.
Опубликованный в сентябре проект постановления, подготовленный Минэкономразвития, предполагал, что размер вычета составит 6% от суммы расходов компании на создание или приобретение основных средств или нематериальных активов.
9 октября после заседания правления РСПП Новак, курирующий экономический блок, заявил, что правительство будет ежегодно выделять 150 млрд руб. в рамках финансирования ФИНВ. Он дал понять, что за пределами 2025 года эта сумма может быть увеличена.
Сумма 150 млрд — ниже той, которая была указана в финансово-экономическом обосновании к проекту постановления правительства о параметрах ФИНВ (200 млрд).
Глава РСПП Александр Шохин назвал согласованный объем средств на ФИНВ компромиссным. «Сумма 150 млрд руб. — спасибо, Александр Валентинович [Новак], и вам, и коллегам из Минэка, потому что мы считали, что у нас компромисс — 200 млрд руб., Минфин считал, что 100 млрд, поэтому золотая это середина <…>», — сказал Шохин 9 октября.
Что касается условий амортизации, то в конце сентября правительство внесло в Госдуму поправки в июльский закон, определивший понятие ФИНВ. Из них следовало, что обычную амортизацию по основному средству, по которому применяется ФИНВ, задействовать будет можно, а вот амортизационную премию, составляющую до 30% от первоначальной стоимости, нет. Теперь ее планируется разрешить применять при использовании вычета.
Амортизация — это ежегодное уменьшение первоначальной стоимости актива, которое засчитывается в расходы, позволяя сокращать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Например, для оборудования с полезным сроком использования десять лет и первоначальной стоимостью 10 млн руб. амортизация в год будет составлять 1 млн руб., а налог на прибыль будет уменьшен на 250 тыс. руб. в год.
Амортизационная же премия, определяемая п. 9 ст. 258 Налогового кодекса, дает возможность единовременно включить в расходы до 10% первоначальной стоимости (или до 30% первоначальной стоимости, если объект входит в амортизационные группы 3–7, что подразумевает от трех до 20 лет срока использования). В приведенном выше примере ускоренно в первый год можно списать 3 млн руб. и одновременно начиная с первого же года использовать обычную амортизацию — по 700 тыс. руб. в год за десять лет.
Вычет, введенный как способ частично компенсировать компаниям увеличение общей ставки налога на прибыль до 25%, дает право уменьшать сумму налога на прибыль, подлежащую зачислению в федеральный бюджет. Его было предложено сделать доступным для компаний из следующих отраслей: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; обеспечение электроэнергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; деятельность гостиниц и предприятий общественного питания; научные исследования и разработки.
Инвестиционный вычет будут предоставлять автоматически, без рассмотрения конкретных проектов, обращал внимание Новак. Это соответствует пожеланиям бизнеса: в частности, против избирательного подхода к ФИНВ ранее выступал глава «Деловой России» Алексей Репик. «У нас и так много специальных мер адресного стимулирования конкретных проектов. СЗПК, Фабрика проектного финансирования, проекты, которые получают поддержку из Фонда национального благосостояния. Это все адресные, точечные проекты, очень важные, но они и так могут продолжать сопровождаться в ручном режиме. Нам не хватает универсальных инструментов стимулирования инвестиций», — говорил он РБК. Напомним, первоначальная редакция постановления правительства, определяющего условия предоставления ФИНВ, предполагала его применение только «проектам технологического суверенитета» из специального реестра. Однако затем от такого подхода отказались.
РБК направил запросы в секретариат Новака и в пресс-службу правительства.