Еще во время предвыборной кампании новоизбранный президент США Дональд Трамп не стеснялся раздавать обещания об увеличении ввозных пошлин на автомобили в случае своего избрания. Причем речь шла не столько о продукции китайских фирм, и так попавших в опалу при нынешней администрации США. Угроза дополнительных тарифов нависла и над производителями из других стран.
Например, на автомобили, произведенные в Мексике, обещано поднять пошлину до 200%! Это особенно больно ударит по немецким компаниям, ведь заводами в этой стране располагают и BMW, и Mercedes-Benz, и Volkswagen. По данным немецкой прессы, они каждый год импортируют в США около 340 тысяч автомобилей мексиканской сборки. Еще 580 тысяч приходят из Европы, которой также обещано повышение таможенных тарифов, пусть и такое драматическое: с 2,5% до 12,5%. В результате все немецкие компании могут лишиться 11—15% своей прибыли. Больше других пострадают Audi и Porsche: кроссовер-бестселлер Audi Q5 (на него приходится треть продаж) выпускается как раз в Мексике, а Porsche поставляет все свои машины из Европы.
В таком случае немецкие производители окажутся зажатыми в своеобразные тиски. С одной стороны пошлины в США, а с другой — падающий спрос в Китае. Более того, последнее обстоятельство уже вынуждает BMW тратить миллионы евро на поддержание дилерской сети в КНР: продажи за последнее время упали сразу на 30% и многие шоурумы оказались попросту не нужны. Однако сокращать свое присутствие тоже нельзя, ведь высочайшая конкуренция еще больше уронит продажи и с легкостью добьет оставшихся дилеров.
Но не только немецкие компании опасаются прихода Трампа. В списке обеспокоенных также корейские Hyundai и Kia, а особенно премиум-бренд Genesis. Первые две марки имеют производственные мощности в США и в теории смогут нарастить объем внутреннего выпуска, чтобы компенсировать тарифы на импорт. Но Genesis производит в Америке лишь кроссовер GV70, а он один не позволит бренду безболезненно выйти из ситуации. Положение осложняется профсоюзным договором компании Hyundai Motor Group с корейскими рабочими, по которому увеличение производства за пределами страны должно пройти их одобрение.
Помимо повышения пошлин на ввоз автомобилей, Трамп также рассматривает отмену льгот на покупку электромобилей (7500 долларов). Это определенно нанесет удар по их продажам, как это уже произошло в Европе. Однако соратник новоизбранного президента Илон Маск и его компания Tesla могут даже выиграть от этого шага. Tesla уже заняла доминирующее положение на электромобильном рынке страны, а отмена льгот осложнит жизнь менее удачливым, и так дышащим на ладан стартапам. Таким образом, компания Маска лишь укрепит свое положение лидера.
Судя по всему, не боится перемен и Toyota. Японская компания намерена увеличить инвестиции в Китай, чтобы увеличить объем производства с 1,75 млн до 3 млн автомобилей к 2030 году. Для этого фирма собирается более плотно работать со своими китайскими партнерами. Еще более смело выглядит недавняя инвестиция 1,45 млрд долларов в свои мексиканские заводы и создание 1600 новых рабочих мест. Два предприятия выпускают пикапы Tacoma, которые, в том числе, идут на рынки США и Канады.