Фото: Shutterstock

Промышленное производство в России выросло на 4,4% по итогам девяти месяцев 2024 года и демонстрирует, по данным Росстата, непрерывную позитивную динамику с марта 2023-го. Ускорение обеспечивает госзаказ, а также растущий спрос в корпоративном сегменте, при этом потенциал подъема российской промышленности сохранится в ближайшие годы на фоне процессов импортозамещения и цифровой трансформации, отмечают исследователи НИУ ВШЭ.

Доля организаций, осуществляющих технологические инновации среди промышленных предприятий, должна вырасти до 50% к 2030 году, согласно действующей госпрограмме «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности». Среди обозначенных в ней целей — и модернизация технологической базы.

Утвержденное в ноябре 2023 года «Стратегическое направление в области цифровой трансформации обрабатывающих отраслей промышленности» также обозначает среди основных целей до 2030 года ускорение технологического развития российских компаний плюс рост объемов производства и продаж, в том числе за счет использования современной цифровой инфраструктуры. Цифровая зрелость основных производственных процессов предприятий промышленности должна вырасти к 2030 году до 85% (в 2023 году она оценивалась Минпромторгом в 50%).

По данным исследования холдинга Т1 «Пульс цифровизации», общий индекс технологического развития отечественных компаний в 2023 году составил 38,5%. В число лидеров вошла металлургия за счет высоких темпов роста инвестиций в IТ-оборудование.

«Наиболее развит в части цифровизации инфраструктуры ТЭК, а также химическая промышленность, где используются различные инструменты для автоматизации производственных процессов, развито моделирование и применение аналитических систем», — дополняет Владимир Волков, вице-президент по работе с крупными корпоративными клиентами «Ростелекома».

На какие решения растет спрос

Сегодня треть промышленных предприятий планируют увеличивать бюджеты на цифровые технологии, по данным Института статистических исследований НИУ ВШЭ. Среди наиболее значимых технологий для отрасли эксперты НИУ ВШЭ выделяют промышленных роботов, ИИ, машинное обучение и цифровое прототипирование.

«Тренды сфокусированы в первую очередь на технологиях искусственного интеллекта: от закупок до процессов управления производством», — считает Алексей Нестеренко, руководитель группы по трансформации промышленных компаний «ТеДо». По его мнению, для достижения эффектов от ИИ необходимо не только внедрить то или иное решение на его базе, но и полностью трансформировать операционные процессы компании и даже требования к сотрудникам.

В соответствии с индикаторами цифровой трансформации Минпромторга доля промышленных предприятий, применяющих технологии ИИ, должна вырасти до 85,2% к 2030 году.

Как экономика становится цифровой

Так, в «Северстали» сообщают о наличии в портфеле компании более 60 решений проектов по внедрению ИИ. Например, разработки на основе компьютерного зрения контролируют соблюдение правил техники безопасности работниками или появление отклонений в качестве продукции. Системы на основе машинного обучения управляют оборудованием и снижают издержки, становясь частью технологического процесса. На «Карельском окатыше» комплекс моделей выдает рекомендации по дозировке железорудного концентрата, чтобы повысить производительность агрегата с сохранением качества продукции.

Как внедряются цифровые платформы

По оценкам «ТеДо», для устойчивого развития промышленные предприятия должны показывать уровень производительности не менее 10 млн руб. на человека. «В такой ситуации тотальная трансформация рабочих мест и повышение производительности уже не просто желательный элемент, а необходимость выживания компаний в условиях новой экономики», — отмечает Алексей Нестеренко.

«Цифровизация перестала быть процессом трансформационным и стала прочной частью бизнеса, поэтому мы сфокусированы на развитии цифровых проектов как на одной из важных составляющих бизнеса», — отмечают в пресс-службе «Северстали». В первую очередь металлургам важны системы для повышения производственной эффективности. В их числе — платформа управления производственными процессами «Металлургия», где ведется учет производственных и складских операций, отгрузки поступления и перемещения проката на складе, а также система интегрированного планирования «Производственное планирование» для управления прогнозом спроса, продаж, операций и производства.

Цифровизация прежде всего актуальна для крупных промышленных предприятий — и на их же масштабе демонстрирует эффекты по итогам внедрения решений.

«Значительные бюджеты на цифровизацию выделяют крупные холдинги, сфокусированные на повышении производительности и росте качества продукции», — рассказывают в «Ростелекоме». На IТ-ландшафт таких предприятий устанавливается большое количество цифровых продуктов, однако в отдельных цехах продолжают использовать устаревшее технологическое оборудование с низким уровнем автоматизации. За счет такого «проседания» на нижнем уровне инфраструктуры верхний уровень — ПО — работает не настолько эффективно, поясняет Владимир Волков. Он напоминает, что в практике зарубежных промышленных предприятий сначала были полностью автоматизированы технологические линии, узлы и оборудование и только потом приступили к внедрению софта для эффективного управления этим оборудованием.

За счет чего развивается импортонезависимость

Главным трендом развития отрасли остается переход предприятий к стратегии импортонезависимости, считают в «Ростелекоме». «Драйверами замещения иностранных решений становятся необходимость перехода субъектов критической информационной инфраструктуры (КИИ) на отечественное ПО и оборудование до начала 2025 года, а также опасения, связанные с вопросами безопасности и проблемами использования зарубежного ПО из-за прекращения работы иностранных вендоров», — отмечает Дмитрий Харитонов, первый заместитель гендиректора холдинга Т1.

«Перевод базового ПО на российские аналоги — долгий процесс, и этот тренд не закончится в ближайшие пять лет», — считает Алексей Нестеренко. По его словам, российское ПО — от ERP до систем управления производством и проектирования — исторически было недофинансировано и, соответственно, требует сегодня значительных инвестиций в развитие.

По данным исследования компании «СиСофт Девелопмент», многие предприятия пока не используют отечественное ПО для управления технологическими процессами, закрывая эти задачи импортным софтом. Речь идет о продуктах вендоров Siemens, Honeywell, Emerson, Schneider Electric, ABB и др. На их долю в 2022 году приходилось до 95% российского рынка промышленных АСУ ТП.

Теперь же, в соответствии с постановлением правительства № 1912, для обеспечения технологической независимости и безопасности субъектов КИИ предприятия промышленности должны перейти на доверенные программно-аппаратные комплексы (ПАК) до 1 января 2030 года. Речь идет о миграции на решения, включенные в реестры российской радиоэлектронной продукции (Минпромторга) и отечественного программного обеспечения (Минцифры).

Что дает открытая архитектура

Быстрый переход на отечественные ПАК можно обеспечить либо за счет разработки аналогов зарубежных автоматизированных систем управления технологическим процессом (АСУ ТП) — коробочных продуктов, либо за счет построения таких решений на базе открытой архитектуры (Open Source), считает Владимир Волков. Второй подход предполагает в долгосрочном периоде меньшие издержки для заказчиков — промпредприятий, по оценкам экспертов «Ростелекома». Экономию обеспечит перенос вычислений с локального аппаратного обеспечения на серверные мощности в облако, которое обходится дешевле. Такой софт снижает зависимость от поставщика, а используемые стандартные архитектуры упрощают и ускоряют интеграцию продуктов в существующий IТ-ландшафт предприятий.

Софт и железо: что главное сегодня для российской IТ-индустрии

«Платформенные подходы представляют собой следующий шаг в развитии АСУ ТП — они обеспечивают гибкость, масштабируемость и интеграцию различных компонентов в единую экосистему», — комментируют в пресс-службе «Северстали». До сих пор на российском рынке преобладают многочисленные «лоскутные» продукты, которые не всегда обеспечивают необходимую интеграцию и функциональность, и, по мнению представителей «Северстали», промышленным компаниям необходимо сейчас не просто российское решение для миграции, а открытая вендоронезависимая АСУ ТП.

Разработку такого решения координирует сегодня рабочая группа по открытой АСУ ТП. В нее входят более 70 компаний (включая «Газпром нефть», «Северсталь», «Еврохим» и др.), которые сфокусированы на создании единых стандартов для систем промавтоматизации. «Ростелеком» участвует в этих инициативах и как производитель (оператор разрабатывает телекоммуникационное оборудование на базе собственных технологических площадок), и как системный интегратор, реализующий комплексные IТ-проекты в отрасли. Также представители компании возглавляют техническую рабочую группу по открытой информационной шине данных и промышленному протоколу (Open Connectivity Framework), где создаются стандарты построения такого ПО и, в частности, уже разработан прототип интеграционной шины (Enterprise service bus). Этот продукт ориентирован на предприятия непрерывного производства из нефтехимии и металлургии, отмечает Владимир Волков.

Интеграционная шина на базе открытой архитектуры позволит объединить программное обеспечение и IТ-ландшафт с производственными процессами, считают в «Ростелекоме». Благодаря этому повысится эффективность работы с данными, в том числе результативность использования технологий ИИ для предиктивного анализа, прогнозирования событий, моделирования ситуаций и предотвращения рисков и ущерба.

Как преодолеть барьеры

Аналитики ИСИЭЗ НИУ ВШЭ называют в числе барьеров цифровой трансформации промышленности отсутствие пакетных цифровых решений, нехватку цифровых компетенций и низкую готовность производства, а также IТ-инфраструктуры к внедрению цифровых технологий.

В «Ростелекоме» считают, что частично проблему решает организация специальных полигонов для тестирования разрабатываемых решений. Такие площадки, предоставляемые интегратором, позволяют оценить применимость новых продуктов для задач промышленных производств в рамках пилотных проектов за периметром предприятий.

«Промышленные предприятия ориентированы в первую очередь на расширение производства и для решения технологических задач, включая модернизацию IТ-оборудования, автоматизацию, пилотирование новых решений, им нужен партнер-интегратор, который возьмет на себя подобные вопросы и обеспечит предоставление необходимых функций или решений по сервисной модели», — комментирует Владимир Волков.

от admin