Летом средний чек на такси в России вырос на 11%, а 1 км пути подорожал на 17% год к году. Эксперты ожидают дальнейшего роста стоимости поездок из-за дефицита водителей, увеличения цен на автомобили, их содержание и обслуживание Фото: Дмитрий Мельников / Shutterstock Фото: Дмитрий Мельников / Shutterstock

Средний чек на такси в России в июне—августе этого года составил 592 руб., что на 11% выше аналогичного периода 2023 года, следует из данных аналитического центра «Чек Индекс» компании «Платформа ОФД», предоставленных РБК. При этом количество поездок выросло на 5%. В Москве в этот период средний чек составил 803 руб., что на 10% выше уровня 2023-го, количество поездок выросло на 7%. В сентябре средний чек по России составил 598 руб. (+12% к прошлому году), а в Москве — 821 руб. (+11%).

Рост спроса на такси летом и в начале осени связан с ростом реальных располагаемых доходов, подъемом потребительской уверенности, возросшим туристическим трафиком в крупные города, отметил представитель платформы.

Технологии и медиа «Яндекс Такси» предупредил о росте цен из-за дефицита 130 тыс. водителей

Из данных Росстата следует, что проезд в такси в расчете на 1 км пути в августе этого года был на 17% дороже, чем в августе 2023-го.

По словам председателя Общественного совета по развитию такси Ирины Зариповой, с начала года цена на перевозки в такси выросла на 30%. Такие оценки она привела РБК в кулуарах конференции TAXI-2024, которая проходила 3–4 октября в Сочи. До конца года Зарипова ждет еще 30-процентный рост, то есть по итогам 2024-го стоимость такси в целом может вырасти на 60% по сравнению с показателем 2023 года. Прогноз основан на общих данных: росте стоимости автомобилей, запчастей, страховки, а также на открытых данных, которые публикуют различные аналитические агентства, уточнила она.

С таким прогнозом согласился директор сервиса заказа такси «Максим» Максим Шушарин, оговорившись, что при оптимистичном сценарии цены вырастут как минимум на 15%.

Шушарин отметил, что независимо от модели перевозок все участники рынка сейчас в сложной ситуации из-за стоимости автомобилей, топлива, ремонта и обслуживания, страхования, кредитования, что подталкивает цены вверх. По его оценке, классическому таксопарку с трудоустроенными водителями для рентабельной работы нужен тариф от 70 руб. за километр, что в два раза больше, чем сейчас. При этом в регионах рост цен на такси сдерживают частные водители с личными автомобилями, «у которых экономика выгодно отличается от таксопарков».

Технологии и медиа В Госдуме предложат освободить самозанятых таксистов от мед- и техосмотра

Впрочем, представитель «Яндекс Такси» настаивает, что цены растут «в несколько раз медленнее», чем оценил Общественный совет по развитию такси. По его словам, на сдерживание роста влияют в том числе меры поддержки индустрии. «Чтобы сдерживать рост цен, «Яндекс Такси» запустил такси-лоукостер со сниженными ценами за счет более долгого ожидания машины, наращивает субсидии водителям, снижает комиссии для водителей при пиковом спросе, помогает партнерам с закупкой машин по специальным ценам и со страхованием», — указал представитель этого агрегатора.

РБК направил запрос в Минтранс об их прогнозе по ценам на поездки в такси.

Почему растут цены

Президент общественной организации «Объединение самозанятых России» Игорь Жмакин говорит, что цены на такси действительно растут, что связано с острым дефицитом водителей, ростом затрат на содержание и обслуживание автомобилей, а также с повышением цен на сами машины. Он считает, что дефицит водителей напрямую связан с введением закона «О такси». «Происходит дисбаланс спроса и предложения. Не будет невыполнимых требований — не будет дефицита водителей, и цены придут в норму», — уверен Жмакин.

Закон «О такси» вступил в силу в сентябре 2023 года. Он легализовал работу самозанятых в такси, а также ввел ряд новых требований: работа в такси стала недоступной для лиц с непогашенной судимостью и тех, у кого есть три и более неоплаченных административных штрафа; водителям могут приостановить разрешение на работу, если у них нет договора обязательного страхования гражданской ответственности. Была создана Федеральная государственная информационная система «Такси» (ФГИС «Такси»), а также три региональных реестра — автомобилей, перевозчиков и агрегаторов; агрегаторы такси обязаны не передавать заказы тем, у кого нет действующего разрешения. Автомобили такси должны иметь цветографическую схему (шашечки), оранжевый фонарь на крыше, а также соответствовать экологическим стандартам, установленным в конкретном регионе. Водители легковых такси обязаны оформлять полисы обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков (ОСГОП) с минимальной суммой ответственности 2 млн руб. за вред жизни пассажира. С 1 сентября 2025 года агрегаторы должны будут открыть представительства в регионах, где они обрабатывают более 4 тыс. заказов в сутки.

Общество Минтранс предложил упростить техконтроль для самозанятых таксистов

В сентябре директор по корпоративным отношениям и связям с органами госвласти «Яндекс Такси» Антон Петраков говорил, что к концу 2024 года в России будет не хватать около 130 тыс. водителей такси, на фоне чего цены на их услуги вырастут, особенно в пиковые часы. По его словам, дефицит кадров увеличивается из-за ужесточения миграционной политики и регулирования такси, что приводит к переходу водителей в другие сферы. Для решения проблемы компания обсуждает с регуляторами упрощение требований и оцифровку процессов, таких как заполнение путевых листов и медицинские осмотры.

Год назад, выступая на том же форуме, представитель Минтранса рассказывал, что цены на услуги такси в отдельных регионах России выросли на 44%. Министерство тогда зафиксировало рост стоимости перевозок в половине российских регионов, в 45% из них цены остались без изменений и только в 5% снизились. В среднем по стране рост цен на такси составил 5%. Основной причиной их увеличения назвали недостаточную подготовку регионов к реализации закона о такси перед его вступлением в силу.

от admin